Психолог  Кляшторная Марина 8 (916) 810 43 47
Главная страница  |  Обо мне  |  Аудиолекции  |  Статьи  |  Задай свой вопрос  |  Контактная информация
Кораблекрушение

Письмо к психоаналитику:

Моя история мне кажется такой печальной. Я столько думала над сложившейся ситуацией, но так ничего и не смогла понять. Немного о себе. Я — умная и образованная девушка, многие говорят, что очень привлекательная, но личная жизнь все время не складывалась.

А в прошлом году мне встретился он. Высокий, стройный и с красивыми печальными глазами.    Мягкий и тихий голос. Он сразу мне понравился. Инициатором наших встреч была я. Он не сопротивлялся. Сначала все было хорошо, мы разговаривали обо всем, он даже больше слушал, но взаимопонимание было удивительным. Забавно звучали его слова, я тебя люблю, но я с тобой мучаюсь…

И вдруг, как в дурном романе, он от меня ушел, сказав, что мы не можем быть вместе, он не составит мое счастье. Нормальной причины названо не было. Ничего вразумительного услышать было невозможно, кроме слов, я не тот, кто тебе нужен. Я ее уговаривала до хрипоты, пыталась объяснить, что нельзя вот так жертвовать нашей любовью, что так редко встречаются люди, так подходящие друг другу, но все бесполезно. Он стоял насмерть, чуть ли не плакал, но желание осчастливить меня разрывом «пуповины» его не покидало. После беседы с девушкой, написавшей письмо, портрет ее любимого, да и ее собственный, оказались очень интересными.
Девушка, конечно, оказалась той самой одухотворенной личностью, которую воспевали в своих романах Тургенев и Достоевский.

Кого ищет такая девушка? Ну, конечно же, такую же изысканную душу, как она сама. Под влиянием переполняющих чувств она стремится к любимому мужчине, но разочарование уже притаилось за поворотом их непредсказуемой судьбы.

Казалось бы, все естественно: ее стремление к жизни, одержимость любовью; ей хочется быть рядом с ним… Какое простое желание, и как далеко оно от счастливой развязки. Попробуем охарактеризовать ее любимого человека. Ее избранник — личность сложная и многогранная. Он был похож на заблудившегося странника, ушедшего в символическую пустыню в поисках самого себя.

Какую же психологическую выгоду имеет человек, идя по пустыне, терзаемый сомнениями и тревогами?

Психологический мазохизм — это не просто страдания во имя страданий, это путь познание себя, стремление достигнуть истинной глубины своей личности, желание соприкоснуться с неведомыми чудовищами, спрятанными в душе.

И если этот прорыв к эпицентру личности приобретает катастрофические формы, то, безусловно, это путь мученика. А страдать лучше в одиночку, иначе, самопожертвование будет ненатуральным и фальшивым.

Психологическая выгода от мазохизма — это неповторимое удовольствие от погружения в бездну своей души, чтобы пройти всеми закоулками, достигнуть дна и ужаснуться бесконечности. Это встреча с запредельными вещами: «мировая» тоска, судьба, рок, красота и смерть. А любовь, как раз, та самая сила, которая позволяет человеку не только вознестись до небес, но и героически броситься в пучины немыслимых страданий. У мазохиста любовь — это не столько развивающая сила, сколько инструмент для самонаказания, такая виртуальная плеточка для самобичевания, которая аккуратно сложена в духовный «чемодан», который нести так тяжело…

Подчиниться, смириться, уйти в «мир иной» неплохо для религиозного человека. Это его выбор и пусть он мечется неисповедимыми путями господними…

Но если человек не религиозен, а уже запутался в сетях экзистенциального поиска, то отечественная культура поможет ему донести его «чемодан», подгонит такси и отправит в неизвестном направлении.

Например, в нашей культуре, достоинство души всегда оценивалось в проявлении смирения, стыда и чувства вины, такого человека мы считаем достойным уважения, словом — наша совесть.

Мазохистский способ общения с внешним миром считается более нравственным, именно через него мы оцениваем духовное развитие личности. Через страдания мы очищаем душу и обретаем просветление, и приближаемся к богу. Погружение в себя и ожидание расплаты, убеждает человека в правильности своего трагического пути. Соприкосновению со своей внутренней сущностью, сопровождается болью, страданием и унижением, но именно эти переживания считаются настоящей духовной жизнью.

Трудности, связанные с любовными отношениями, только подкрепляют эту тенденцию. Чем больше сложностей, чем тоньше и запутаннее нити, связывающие двух людей, тем интересней внутренняя жизнь у мазохиста. Блуждания по лабиринту любви важнее, чем поиск выхода из него.

Он никогда не будет нацелен вовне, так как его главная движущая сила, которая дает ему экстатические ощущения — это слияние с запредельными переживаниями, исходящие из микрокосма человеческой души.

Поэтому он сложил крылышки, и течение понесло его навстречу судьбе. А девушка стоит на берегу и кричит: плыви ко мне, мы же любим друг друга…

Она хотела найти рыцаря своей мечты, и она нашла, так как такие ищущие мужчины могут быть одновременно и мужественными, и благородными, и добрыми, и эмоциональными. Но женский аспект психики у мужчины берет верх, и бессознательное уносит человека в омут мазохистских переживаний. Он, безусловно, рыцарь, но подвиги он свершает внутри себя. Он воин, но его поле битвы его бескрайняя душа. Из них получаются хорошие философы и искатели истины. Погружаясь в недра своей андрогинной души, внешний мир становится все меньше, а удовольствие от своей неповторимости все больше.

В этом заключается главное противоречие данного союза. Она предполагает, если он — мужчина-рыцарь, то он должен стремиться к любви и воссоединению с ней. А он, как рак-отшельник прячется, и ищет уединения. При этом, разрывая отношения, он в глубине своей души уверен в том, что такое самопожертвование будет ей на пользу, и самое главное, таким образом, сохранится их союз, их идеальная любовь. Роль «спасителя» ему не чужда. Поэтому ему комфортно, не смотря на все муки ада, на которые он обрек самого себя, уходя от любимой женщины.

Мазохистский драйв отличается тем, что чем глубже «в море» опускается человек, тем больше ему хочется освоить неизведанные глубины; символическая материнская утроба поглощает его, слияние с ней убаюкивает и дает ощущение безопасности и нирваны. Кому захочется лишать себя такого удовольствия?

Если вернуться к характеру настрадавшейся девушки, то можно отметить, что ей никогда не будет интересен мужчина обычный, не обремененный поисками истины. Когда нашей героине встретился мужчина, агрессивный и нацеленный на партнерство, то он ей сразу показался неинтересным.

Ее противоречивое состояние души требует появление принца с такими же настроениями, как у нее, так как только рефлексирующая душа поймет другую «запутавшуюся» душу. Рефлексия в переводе означает — «загиб в обратную сторону», вот они гармонично и «загнулись».

Ее мазохистский аспект души требует такого же мазохиста, страдать на пару всегда интересней.

Наша героиня влюблена, и ценность любви для нее оказалась настолько неоспорима, что ее мазохистский аспект души перевернулся на противоположный. Она «разогнулась». Девушка оставила в покое свои духовные поиски, и начала созидать партнерские отношения. К сожалению, ее избранник, не был готов пожертвовать своим внутренним воином, его битва еще не закончена, да она и не может быть завершена. Познай самого себя — это важнее, чем познание женщины. Мазохизм выступает как движущая сила, управляющая поведением человека, и выстраивает определенный сценарий поведения.

Ему не приходит в голову, что мужчина познает самого себя через женщину, через любовь к этой противоположной стихии. Мы познаем себя через противоположность, через слияние мы чувствуем себя завершенными, и поиск истины на время можно приостановить, отдохнуть, поймать удовольствие, и уж затем двинуться дальше по бескрайним просторам человеческой души.

Как пример, можно привести размышления одного замечательного искателя истины.

Мои юные годы отличались трагичным мироощущением. И единственное, что у меня тогда было — это надежды на лучшее, и что все дороги открыты передо мной. Сейчас я «слез с облака», но совершенно утратил при этом ощущение «движения свободы». Порой, кажется, что я потерял большее, чем нашел. Вроде бы даже приобрел «внешнее», утратив «внутреннее».

Вернуть себе это утраченное «внутреннее» и есть мое желание. И еще одна трагедия в том, что человек одинок. Никто не может прожить за него. Испытать или взять на себя его боль, вину и за него умереть. Только Христу, наверное, это по силу.

Человек мало, чем владеет по-настоящему, и мало чем может распоряжаться по своему разумению. Права арабская пословица: у человека есть только то, что остается с ним после кораблекрушения. Я понял это давно, отсюда и преобладание духовных богатств над материальными. Из размышлений молодого мужчины можно увидеть не только ощущение обреченности и фатализма, но и внутреннюю борьбу между «внутренним» и «внешним», невротическое расположение духа налицо. Никак он не может найти баланс сил.

Не бывает «внутреннего» без «внешнего», а «внешнего» без «внутреннего», — это необходимые составляющие развития личности. И, все- таки, выбор сделан в сторону «внутреннего». И движение к «центру земли» началось.

Что же ждет на пути нашего разведчика «недр»? Всепоглощающее одиночество, и еще дальше вглубь себя — боль, вина, смерть… А тут и до фигуры Христа недалеко…

Самопожертвование и подчинение судьбе «избранного» — не эта ли наивысшая точка испытания человека на его глубину, духовность и мазохизм?

Что остается у человека после распятия или кораблекрушения? Ну, точно, не материальные ценности. Только «внутренние» ценности. Чтобы их определить, надо устроит небольшое — кораблекрушение. Например, расстаться с любимой девушкой…. И Титаник пошел ко дну…

После кораблекрушения, как правило, появляются обломки корабля. И на поверхность всплывает сундук….

Ассоциации, возникающие по поводу сундука, — богатство! И вот он открывается, а там — боль, вина, смерть — весь духовный багаж… Только любви там нет, она почему то не вошла в его систему ценностей. Но разве любовь, во всех ее ипостасях, не входит в понятие, как одна из самых главных духовных ценностей? Любовь — это преобразующая духовная сила. Посмотрев на содержимое сундука, все разбегутся, но наш искатель истины останется, и как скупой рыцарь будет перебирать «монеты» одну за другой…

Попасть в ловушку экзистенциального поиска умному человеку легко, но выбраться очень трудно, это путь завораживает и создает такую психологическую выгоду от своей исключительности, что кораблекрушения, как проверка правильности выбранного пути, обеспечены для любого одухотворенного разведчика. Танатос, стремление к смерти, побеждает Эрос, стремление к жизни.


Где оно

Это равновесие между «внутренним» и «внешним»?..

И если нашей героине встретился именно такой «капитан дальнего плавания», то и ей обеспечено кораблекрушение, оба пойдут ко дну, только одни сундуки с духовным богатством будут плавать на поверхности бескрайнего океана.

При разрыве «внешнего» и «внутреннего» боль и удовольствие идут вместе вне всякой логики, рациональности и рассудительности.

В чем привлекательность данного вида адаптации? В реальной внешней жизни человека унижают и подчиняют. Агрессия обращается вовнутрь, «внутреннее» начинает побеждать, человек закрывается и вместе с символическим кораблем, то есть сознанием, идет на дно. Страх перед унижением и подчинением внешней силе не срабатывает, человек «возносится» к какой-то особой степени пассивности: делайте со мной, что хотите, или пусть, будет, что будет, куда волна вынесет…

Над всем этим, конечно, нависает неопределенность, но и она так магически страшна и притягательна одновременно.


Тема смерти

Самый жгучий вопрос, мучающий человечество, и именно эта тема делает человека наиболее беспомощным, пассивным и безвольным. Жизнь и все ее радости становятся бессмысленными, и особенно приверженные к этой идее, смиряются и влачат дальше свое «жалкое существование». Жизнь обесценивается, и человек, по сути, становится странником, он бредет в бессознательном состоянии по пустынной жизни… Кого же, в конце концов, выберет себе такой мужчина? Женщину, которая будет лишена этого мучительного аспекта личности, философия ей будет не по плечу, она будет конкретно садистична, будет строить быт, уют, сама забивать гвозди и ненавидеть своего мужа за то, что он то ли есть в доме, то ли нет. Она будет манипулировать им, а он из чувства душераздирающей вины будет соответствовать всем ее требованиям. Эмоционально он закроется от такой женщины и уйдет в мир одиночества и мировой тоски.

А вот девушка, которая для него является эмоционально значимой, никакими рычагами не сможет подействовать на нашего отшельника. Мазохиста-отшельника любимая женщина не сможет так качественно замучить, как другая. Потому что понимает все, принимает все, сохраняет все, она же умная и мудрая особа. Ей так понятны все переливы его мазохистской души.

И у нее в перспективе встреча с агрессивным мужчиной, который совершает свои подвиги в реальной жизни и будет их свершать ради нее. Конечно, такого мазохистского слияния уже не будет, за то будет обычная реальная жизнь.

Неужели у человека на роду написано, что только через страдание можно получить невиданное удовольствие, только будучи «разведчиком недр» можно соприкоснуться с таинственным миром человеческой души?

Мазохист ищет, где глубже, а садист, где лучше. Стремление к жизни, выныривание их глубин на поверхность — баланс сил, осознание — вот путь к гармонии.
Как познать себя без самоуничтожения? Сложнейшая задача, может быть, разрешив ее, корабли будут спокойно бороздить просторы океана, прибиваясь к гаваням под названием любовь? А сундуки будут полны золота и любви?
Наши друзья

www.leshkova.weebly.com
www.psychologist-ekimova.ru
?????? ??????????? Rambler's Top100 © Animaterra 2006-2012